Как выстроить правильные отношения с клиентом
Большинство фрилансеров, выстраивая политику отношений с клиентами, применяют общепринятую модель общения с людьми, которая может быть троякой:
- Пренебрежение. Фрилансеру приходится спускаться с профессиональных высот и что-то пояснять лицам, ничего не смыслящим в его деятельности.
- Заискивание и унижение перед могущественным и властным человеком, от которого зависит всё, начиная от получения заказа до его принятия.
- Равноправные партнерские отношения с клиентом.
Два первых пункта опасны. Все фрилансеры мечтают быть «важными» специалистами, хотят, чтобы их мнение было решающим. Для этого нужно умело выстраивать отношения с каждым клиентом.
Вряд ли исполнителю понравится, когда им помыкают, как мелким клерком или официантом, если поданное на заказ блюдо не устроило. Вряд ли клиенту понравится, когда фрилансер играет роль барина, снизошедшего до выполнения его задания.
Остаётся золотая середина, строящаяся на приятном партнёрстве и доверительных отношениях.
Партнерские отношения с клиентом
В первые минуты общения процентов на 80 закладывается базис последующих отношений. Если на первоначальной стадии фрилансер допускает ошибки, позже их редко удаётся исправить. Впечатление об исполнителе, как и о клиенте, явственно вырисовываются с первой беседы.
Задача фрилансера
- Показать себя ценным специалистом, сформировать у заказчика мнение о себе, как о знающем человеке, которому можно доверить свой проект.
- Дать понять клиенту, что сотрудничество будет протекать по определённым правилам.
Как сформировать правильное мнение
Если бы заказчик сам умел делать то, с чем обращается к фрилансеру за помощью, ему было бы проще оценить профессионализм. Кстати, среди клиентов есть и такие, им выгоднее отдать проект в работу, чем тратить собственное время. С подобными заказчиками проще выстраивать правильные партнёрские отношения, легче понять друг друга.
Несведущий клиент не может оценить профессионализм напрямую. Он ориентируется по чужим отзывам, что-то интересное рассмотрит в портфолио. Но окончательное мнение и вывод, стоит ли доверить свой проект, складывается в процессе личного общения. При удалённой работе это может быть обычная переписка или беседа в Skype.
Если фрилансер выражает сомнение, не знает, справится ли он с заказом, мямлит и путается в ответах, о каком профессионализме может идти речь. Начинающие исполнители не понимают важность обсуждения заказа и формирования личностных отношений. Они немного помямлили; заказчик, вроде, остался доволен, но выбрал другого исполнителя. Новичок показался ему недостаточно компетентным.
Отвечать нужно уверенно, даже незначительные колебания непременно вызовут недоверие у клиента, сомнение относительно профессионализма исполнителя.
Правила сотрудничества
Любой фрилансер работает по собственным правилам. Их необходимо сразу озвучить, чтобы в дальнейшем не было недоразумений. Специалист работает по определённым ценам, он никогда не опустит планку ниже. Невозможно понравиться нормальному клиенту (перекупщики не в счёт) готовностью в десять раз сбросить цены, искусственным желанием понравиться, лестью, согласием бесконечно идти на уступки, неумением отстаивать свою точку зрения.
Должны быть определённые границы и небольшой интервал их смещения. Если позволить клиенту систематически нарушать установленные границы (по 30 раз в день звонить, отвлекать разговорами), он будет думать, что ему всё позволительно, насаждать собственный стиль работы и взаимоотношений.
Что ещё включает политика отношений с клиентом
В определённых кругах принято общаться на «ты». Обращение на «Вы» — обращение к тьме, многомерным или подселенческим структурам. Трактовки разные, не все люди углубляются в такие узкие понятия. Не нужно считать себя продвинутым, лучше придерживаться общепринятых правил: не «тыкать», пока клиент не пожелает перейти на дружеские отношения.
Если невозможно сразу ответить на сложный вопрос заказчика, нельзя давать быстрый, необдуманный ответ. Нужно честно признаться, что требуется время на сбор информации. Это говорит о серьёзном подходе фрилансера, а не о его некомпетентности. Непрофессионально давать необдуманный ответ, который может оказаться ложным. При обсуждении заказа важна любая мелочь. Неприятно, если фрилансер уверил клиента, затем изменил мнение, подвёл заказчика, переоценил собственные возможности.
Нельзя вмешивать клиента в какие-то личные отношения, ждать понимания, поблажек, уступок. Между работой и личным должна быть граница. Нельзя манипулировать добрым отношением заказчиков.
Во фрилансе важно умение правильно «продавать» себя, свои услуги и творения. Об этого зависит взаимопонимание и выстраивание правильных отношений с клиентами. Свой путь во фриланс можно начать с копирайтинга, который является интересной и прибыльной деятельностью.
Сайт «Заработок в интернете» предлагает: